Мемориал «Маска скорби» в мировом пространстве
Мемориал «Маска скорби» в мировом пространстве
В 1990 году председатель магаданского общества «Мемориал»
Мирон Маркович Этлис обратился к всемирно известному скульптору Эрнсту
Неизвестному, проживающему в Нью-Йорке, с просьбой разработать проект монумента,
посвященного жертвам политических репрессий в Советском Союзе. До этого,
кажется, уже обратились мемориальцы города Воркуты и города Свердловска (Ныне
Екатеринбург).
Эрнст посмотрел на карту, получился треугольник: Магадан –
Воркута – Свердловск, своеобразный мемориальный комплекс в пространстве. Эрнст
согласился разработать Магадану такой проект. Мирон Маркович Этлис поделился
этой новостью с председателем магаданского горисполкома Геннадием Ефимовичем
Дорофеевым, и Геннадий Ефимович написал письмо-приглашение Эрнсту Неизвестному
приехать в Магадан и представить проект.
В августе 1990 года Эрнст Неизвестный прилетел в Магадан.
Проект был рассмотрен общественностью города и принят. Тогда же Мирон Маркович
Этлис обратился ко мне с просьбой разработать проект мемориала и возглавить
строительство. В свое время Эрнст Неизвестный уже разработал проекты для
Воркуты и Екатеринбурга. Но магаданский проект был его первым, так как был
задуман им еще в 1950-е годы. И вот это проект он подарил Магадану, действительно
подарил его, потому что весь гонорар, который он должен был получить по
договору с ним, Эрнст Неизвестный отдал в фонд строительства мемориала.
Прежде чем разработать проект, надо было выбрать место.
Место для мемориала было вначале предусмотрено в городской среде, но,
откровенно говоря, это не садово-парковая скульптура, поэтому отказались от
этой идеи, к тому же на этом месте уже было запланировано строительство
магаданского собора. Я предложил склон сопки Крутой. Он был со скупой
каменистой растительностью; у подножия этой сопки в свое время располагалась
знаменитая Транзитка – транзитный лагерь Колымы (4-ый километр колымской
трассы), через который прошли все узники. Отсюда, с Транзитки, они по этапу
отправлялись по лагерным пунктам.
Проектирование было заказано проектному институту
«Магаданжилпроект». В то время я был главным архитектором проекта, и мне
пришлось возглавить дирекцию строительства мемориала, дабы не только
осуществлять авторский надзор, но и решать финансовые вопросы строительства.
Проект предусматривал четыре площадки: для парковки машин, затем промежуточная
площадка, площадка для монумента и видовая площадка. Все они были увязаны между
собой лестничными маршами, и обобщающим весь мемориал был сам ландшафт –
скупой, низкорослый ландшафт, который соответствовал настроению мемориала и
тому ландшафту, в котором строились лагеря; их строили не в густой зелени, а
вот на таких голых сопках. Вход в мемориал – разорванная арка. Она не зря
разорвана, – это символ разорванных жизней людей, их семей. Через
разорванную арку мы поднимаемся на промежуточную площадку. Перед нами встает
часть склона, расположенного у подножия монумента, и он как бы является
постаментом для монумента. На склоне расположены блоки с названиями самых
больших лагерей Колымы и Чукотки. Было более 300 лагерей. Естественно, все
расположить невозможно, поэтому было принято такое решение; в этом мне помогли
работники Магаданского областного краеведческого музея, предоставив названия
лагерей, через которые прошли самые большие массы заключенных.
Эрнст сначала предложил использовать бетонные блоки для
строительства, но была применена монолитная структура монумента. Используя
гипсовые формы, созданные по глиняным моделям, монумент был успешно отлит в
Магадане.
Во время строительства и во время проектирования возникло
предложение верующих, что нужно строить храм по убиенным. Я об этом сказал
Эрнсту, а он говорит:
– Ну тогда, старик, нам надо будет строить и православный, и
мусульманский, и иудейский, и буддистский храмы.
Все-таки решение было найдено. Создан монумент, который
символизирует различные вероисповедания, включая коммунистическую веру.
Особый акцент сделан на уникальной черте монумента – кресте,
который служит художественным приемом для объединения двух частей маски, и на
номер зековского, символизирующий бесчисленное количество жертв репрессий.
Цифры «937» напоминают о начале массовых репрессий. Эрнст также предложил идею
для лестницы монумента, чтобы каждый проходящий мог испытать индивидуальное
присутствие перед его сутью – как это случается у мавзолея.
Таким образом, проект стал не только архитектурным
достижением, но и памятником историческому контексту России.
При строительстве мемориала «Маска скорби» архитектор Камиль
Козаев продумал важные символические элементы монумента. Он реализовал идею о
внутренней лестнице, по которой посетители поднимаются, словно испытывая тяготы
узников лагерей. Это создает ощущение душевного сопричастности к страданиям
политзаключенных, после чего люди спешат покинуть это пространство.
Значимыми элементами мемориала являются бронзовые
композиции: крест — символ несомого всех заключенными бремени и плачущая
девочка — отсылка к потерям и будущему России. Эрнст Неизвестный приложил
усилия для достижения эффекта солнечного света через монумент, который Козаев
заменил искусственным светом для поддержания замысла в суровых климатических
условиях Магадана.
В обратной стороне памятника виден мотив разрушенного храма,
что символизирует разрушение человеческих душ репрессиями. Дополнительно, звук ветра
вдохновил Козаева добавить элемент колокольного звона, который был реализован в
виде колоколов из газовых баллонов, создавая постоянный звон в память об
убиенных.
Композиция мемориала продумана так, чтобы из Магадана была
видна обратная сторона памятника, и в то же время лицо "Маски скорби"
смотрело в сторону бухты Нагаева, символизируя направление, куда привозили
заключенных с «материка».
Сам город Магадан, спроектированный и построенный
заключенными, теперь содержит этот мемориал как дар прошедших поколений
живущим. Это выражение благодарности и уважения к тем, кто строил город и
подарил его будущим жителям.
Эта история — яркий пример того, как вера Козаева в
человеческую одаренность и сумасшедшие идеи (в хорошем смысле) могут
трансформироваться в значительные символы исторической памяти. Эрнст
Неизвестный и другие ключевые фигуры по праву считались
"сумасшедшими" за свой нестандартный подход и отдачу при создании
"Маски скорби", которая стала не только памятником жертвам репрессий,
но и напоминанием о важности сохранения памяти о прошлом для будущих поколений.
Библиография по теме
1.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B1%D0%B8
2.
https://museum.mag.muzkult.ru/Maska_Skorbi
3. https://www.tripadvisor.com/LocationPhotoDirectLink-g298494-d5513065-i256258107-Mask_of_Sorrow-Magadan_Magadan_Oblast_Far_Eastern_District.html
Комментарии
Отправить комментарий